Rambler's Top100
Мероприятия. Опубликовано 27.07.2020 10:44  Просмотров всего: 818; сегодня: 7.

Валерия Касамара выступила на форуме «Территория смыслов»

Валерия Касамара выступила на форуме «Территория смыслов»

26 июля стартовала вторая смена форума «Территория смыслов» под тематическим названием «Гражданское общество». В день открытия смены с участниками встретились проректор НИУ ВШЭ, руководитель студенческой олимпиады «Я – профессионал» Валерия Касамара и директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев. Они рассказали о вызовах, с которыми столкнулись российские студенты в связи с эпидемией коронавируса. «Я – профессионал» – один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». 

26 июля на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» выступили Валерия Касамара и Иван Груздев. В презентации под названием «Очень странные дела: как студенты пережили Covid-19?» спикеры представили результаты онлайн-опроса, который этой весной совместно провели НИУ «Высшая школа экономики» и Томский государственный университет. Исследование посвящено проблемам и настроениям студентов в период перехода на дистанционное обучение.

«Я считаю, что любые трудности в жизни человека даны ему для того, чтобы понять, какие у него конкурентные преимущества, какие слабые точки, над чем ему работать. И, самое главное, чтобы найти в себе силы мотивировать себя самого. Если вам с самими собой нескучно, если вы не впадаете в уныние и понимаете, где у вас волшебная кнопка, на которую надо нажать, чтобы снова стать «энерджайзером», то мир в ваших руках», – сказала участникам форума Валерия Касамара.

Опрос проходил в два этапа, с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня, при этом в каждой его волне приняли участие студенты более 400 вузов. Результаты показали, что легче всего с переходом к онлайн-формату справились студенты магистратуры – наиболее взрослые студенты, способные к самоорганизации и зачастую имеющие постоянную оплачиваемую работу. Сложнее всех пришлось первокурсникам, ведь они пережили два стрессовых периода за один учебный год: адаптацию к обучению в вузе и одномоментную замену очной учебы на дистанционную.

Непросто пришлось студентам медицинских, технических и естественно-научных направлений, а также обучающимся в сфере дизайна и искусства. В перечисленных отраслях для полноценного освоения программы необходимо присутствие студента в стенах университета, например, для работы в лабораториях или проведения опытов.

Самыми частыми проблемами, возникшими у студентов с переходом на дистант, оказались технические неполадки (52%), недостаток социальной жизни, общения (43%), трудности в организации собственного учебного графика и рабочего места (39% сложно учиться в домашней обстановке) и отсутствие этикета для онлайн-общения (31% чувствует смущение от просьбы преподавателя включить веб-камеру). 

Валерия Касамара отметила, что переход к онлайн-обучению приводит к росту потребности в развитом навыке самоорганизации, так как требования к студентам и жесткие рамки больше не насаждаются извне: «Это уникальная ситуация, когда ты сам себе хозяин. Но получается, что ты должен сам себя всё время заставлять. В любом случае в постковидной эпохе произойдут изменения, и навык самоорганизации, внутренней высокой мотивации будет выходить на первые позиции. С точки зрения изменения рынка труда такие люди будут очень востребованы. И я думаю, что в следующий раз, когда мы будем говорить про softskills, это будет один из главных навыков, на которые работодатель обращает внимание».

Переход на онлайн-обучение стал вызовом на только для студентов, но и для многих преподавателей. Только 26% опрошенных отметили, что преподаватель предложил своим ученикам посмотреть видеолекции на YouTube, Арзамасе, Постнауке или другой образовательной платформе. Такой низкий показатель может свидетельствовать о страхе преподавателей проиграть конкуренцию онлайн-курсам зарубежных университетов. С этим вызовом нужно научиться работать, поддерживая свою конкурентоспособность с учетом глобального контекста.

Опрос выявил и положительные тенденции, сформировавшиеся за апрель и май 2020 года: многие студенты стали меньше уставать от учебы, около половины опрошенных отметили, что стали дольше спать, 34% учащихся с переходом на дистанционный формат стали чаще посещать занятия. 32% – то есть почти треть респондентов – говорят, что онлайн-обучение понравилось им больше, чем традиционные занятия.

Иван Груздев и Валерия Касамара уверены, что опыт перехода российских университетов на дистанционный режим работы окажет серьезное влияние на развития высшего образования в стране и на более активное включение онлайн-форматов в учебный процесс.



Ньюсмейкер:
Олимпиада "Я — профессионал" — 23 публикации

Субъекты РФ: Арзамас (Нижегородская область)
Тематические сайты: Молодежь, Образование

Поделиться: